Версия для слабовидящих
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края
«Краевой специализированный центр патологии речи и нейрореабилитации для детей»

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Дефектолог – это уникальный специалист, который работает на стыке педагогики и медицины. В его задачи входит диагностика, обучение, воспитательная деятельность и социализация детей, имеющих особенности развития, физические или ментальные заболевания. В зависимости от специфики работы дефектолог ребенку может быть:

• сурдопедагогом (для слабослышащих детей);

• логопедом (для пациентов с нарушениями речи);

• тифлопедагогом (для слабовидящих пациентов);

• олигофренопедагогом (для детей с особенностями умственного развития).

Как проходят занятия с дефектологом

Диагностические и коррекционные встречи проходят в индивидуальном порядке. Кабинет дефектолога оборудован удобной мебелью. Рабочая среда представлена игровыми методическими пособиями для изучения счета, букв, форм, цвета, обобщения и классификации и других понятий. Дидактические игры помогают ребенку понять и закрепить сложный материал.

Решение о необходимости посещения специалиста, составление программы коррекции возможно после индивидуальной консультации или комиссионного решения специалистов центра.

Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом

Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.

Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:
• объективно оценить причины трудностей в социализации;
• понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
• получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.

Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка.

Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:
• дети с нарушениями слуха или зрения;

• дети с расстройствами аутистического спектра;

• дошкольники с нарушениями речи;

• дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

• ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;

• дети с задержкой психического, психомоторного развития;

• пациенты с умственной отсталостью;

• дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду.

Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.

Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:

• отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;

• отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;

• ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);

• нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);

• дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,

• ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;

• дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;

• ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)

• не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.

На первичной консультации дефектолог беседует с родителями ребенка, оценивает его состояние и навыки. Дефектолог уточнит, как малыш контактирует со сверстниками, проявляет ли интерес и игровой деятельности, обучению. Если ребенок уже получал медицинскую или педагогическую помощь, специалист попросит рассказать, в чем она заключалась, был ли эффект.

При очном осмотре дефектолог исследует, описывает поведение: как идет на контакт, испытывает ли интерес к беседе, какой-либо деятельности, как использует игрушки. Затем он изучает грубую и мелкую моторику, реакции на различные оценки поведения, мышление, память, способность к удержанию внимания. Дефектолог анализирует, насколько навыки ребенка соответствуют возрасту.

При необходимости специалист рекомендует индивидуальные занятия, которые направлены на:

• развитие памяти, мышления, правильного восприятия учебных задач;

• формирование навыков письма, счета, устной речи;

• подготовку к школе, облегчение усвоения материала;

• развитие грубой и мелкой моторики;

• обучение ребенка правильной регуляции своих эмоций.

Активное взаимодействие дефектолога с другими специалистами центра помогает своевременно корректировать программу работы к каждым ребенком.

Дата создания: 29-08-2024
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: