Занятия с дефектологом
Дефектолог – это уникальный специалист, который работает на стыке педагогики и медицины. В его задачи входит диагностика, обучение, воспитательная деятельность и социализация детей, имеющих особенности развития, физические или ментальные заболевания. В зависимости от специфики работы дефектолог ребенку может быть:
• сурдопедагогом (для слабослышащих детей);
• логопедом (для пациентов с нарушениями речи);
• тифлопедагогом (для слабовидящих пациентов);
• олигофренопедагогом (для детей с особенностями умственного развития).
Как проходят занятия с дефектологом
Диагностические и коррекционные встречи проходят в индивидуальном порядке. Кабинет дефектолога оборудован удобной мебелью. Рабочая среда представлена игровыми методическими пособиями для изучения счета, букв, форм, цвета, обобщения и классификации и других понятий. Дидактические игры помогают ребенку понять и закрепить сложный материал.
Решение о необходимости посещения специалиста, составление программы коррекции возможно после индивидуальной консультации или комиссионного решения специалистов центра.
Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом
Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.
Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:
• объективно оценить причины трудностей в социализации;
• понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
• получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.
Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка.
Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:
• дети с нарушениями слуха или зрения;
• дети с расстройствами аутистического спектра;
• дошкольники с нарушениями речи;
• дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
• ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
• дети с задержкой психического, психомоторного развития;
• пациенты с умственной отсталостью;
• дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду.
Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.
Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:
• отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
• отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
• ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
• нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
• дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
• ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
• дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
• ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
• не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.
На первичной консультации дефектолог беседует с родителями ребенка, оценивает его состояние и навыки. Дефектолог уточнит, как малыш контактирует со сверстниками, проявляет ли интерес и игровой деятельности, обучению. Если ребенок уже получал медицинскую или педагогическую помощь, специалист попросит рассказать, в чем она заключалась, был ли эффект.
При очном осмотре дефектолог исследует, описывает поведение: как идет на контакт, испытывает ли интерес к беседе, какой-либо деятельности, как использует игрушки. Затем он изучает грубую и мелкую моторику, реакции на различные оценки поведения, мышление, память, способность к удержанию внимания. Дефектолог анализирует, насколько навыки ребенка соответствуют возрасту.
При необходимости специалист рекомендует индивидуальные занятия, которые направлены на:
• развитие памяти, мышления, правильного восприятия учебных задач;
• формирование навыков письма, счета, устной речи;
• подготовку к школе, облегчение усвоения материала;
• развитие грубой и мелкой моторики;
• обучение ребенка правильной регуляции своих эмоций.
Активное взаимодействие дефектолога с другими специалистами центра помогает своевременно корректировать программу работы к каждым ребенком.