Занятия с медицинским логопедом
Логопедия – педагогическая наука, которая занимается изучением причин, особенностей возникновения, симптомов и развитием нарушений речи, а также способами их коррекции. Специалисты работают с детьми, оказывая помощь при врожденных или приобретенных расстройствах.
Логопед ребенку может быть рекомендован при задержке речевого развития, отсутствии самостоятельного произношения, заикании, дислалии, дислексии, аутизме, нарушениях чтения и письма. Ранняя консультация позволит исключить поражение речевого аппарата и при необходимости перенаправить малыша к другим специалистам – неврологу, отоларингологу, психиатру.
Коррекционной работе с логопедом предшествует диагностическая встреча, во время которой специалист оценивает характер нарушений речи, письма, определяет уровень психомоторного и социального развития.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальном порядке, в специально оборудованном помещении. Их продолжительность зависит от возраста и усидчивости малыша. Как правило, она составляет от 30 до 60 минут. Чтобы продуктивность работы оставалась высокой, логопед чередует различные упражнения, позволяющие сохранить внимание и не перегружать ребенка. Для формирования и закрепления навыков занятия должны проходить регулярно. Как долго продлится курс терапии, специалист предполагает во время диагностической встречи и определяет при оценке динамики в ходе работы.
Показания к прохождению индивидуальных занятий с логопедом
Поводом для посещения логопеда нередко становится неправильное произношение ряда звуков, заикание. Но специалисты рекомендуют проходить ежегодный профилактический осмотр даже при отсутствии видимых проблем с речью. Таких детей можно записывать на консультацию с 3 лет. Своевременное выявление нарушений позволит оказать помощь ребенку до начала занятий в школе.
Первичное обращение на консультацию, разработка индивидуальной программы может произойти и в более раннем возрасте. Так у детей до 3 лет показания для визита к логопеду, коррекции речи таковы:
• молчание, отсутствие «гуления» в возрасте до 1 года;
• отсутствие отдельных слов у малыша 1,5-2 лет;
• ребенок до 3 лет не произносит слов, предложений.
В раннем возрасте родители могут замечать, что малыш понимает обращенную речь и пытается «отвечать» невербальными способами. Распространенное убеждение «вырастет и заговорит» приводит к тому, что близкие люди упускают время в надежде, что речь наладится самостоятельно. Странные, необычные реакции ребенка на обращение родителей, отсутствие невербальных способов коммуникации, «ощущение, что он не понимает речь» – основания для проведения консультации.
Дошкольники от 3 лет направляются к логопеду при наличии следующих показаний:
• отсутствие развития речи с течением времени: словарный запас остается прежними;
• малыш перестает говорить или произносит отдельные звуки;
• у ребенка 4 лет нет фразовой речи, он не может поддержать беседу;
• появляется заикание вне зависимости от причины;
• нарушение речи после травмы или другого поражения головного мозга;
• малыш 5 лет произносит звуки неправильно, переставляет части слов, отмечается гнусавость;
• ребенок в 5-6 лет не может говорить развернутыми предложениями, рассказывать, на вопросы отвечает коротко или односложно;
• дошкольник не запоминает буквы, цифры;
• ребенок 5-6 лет произносит неправильно до 3 звуков;
Коррекционные занятия логопеда рекомендованы детям, у которых диагностированы: задержка речевого развития, нарушения слуха, зрения, при выявлении наследственного фактора в возникновении заикания. Оценивая поведения ребенка, следует обратить внимание не только на пассивный и активный словарный запас, но и на то, как он выполняет инструкции, начинает ли имитировать действия взрослых, как общается с близкими людьми, ровесниками.
Индивидуальные занятия с логопедом направлены на:
• постановку правильного произношения звуков;
• развитие навыков речи для коммуникации;
• постановку правильного дыхания во время произношения;
• развитие фонематического слуха (восприятие и различение звуков в речи, в том числе близких по звучанию);
• расширение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи (построение предложений);
• предотвращение нарушений речи и письма;
• коррекция возникших нарушений речи, письма.
Для закрепления навыков, полученных на занятиях, специалист может порекомендовать повторение упражнений в домашних условиях.
Занятия с логопедом помогают скорректировать нарушения письма, речи. Они рекомендованы детям при выявлении нарушений психомоторного развития, расстройствах аутистического спектра. Даже при отсутствии видимых проблем с произношением следует посещать логопеда с профилактической целью 1 раз в год, начиная с трехлетнего возраста. Это позволяет своевременно обратить внимание на те или иные нарушения.