Версия для слабовидящих
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края
«Краевой специализированный центр патологии речи и нейрореабилитации для детей»

Занятия с медицинским логопедом

Занятия с медицинским логопедом

Логопедия – педагогическая наука, которая занимается изучением причин, особенностей возникновения, симптомов и развитием нарушений речи, а также способами их коррекции. Специалисты работают с детьми, оказывая помощь при врожденных или приобретенных расстройствах.
Логопед ребенку может быть рекомендован при задержке речевого развития, отсутствии самостоятельного произношения, заикании, дислалии, дислексии, аутизме, нарушениях чтения и письма. Ранняя консультация позволит исключить поражение речевого аппарата и при необходимости перенаправить малыша к другим специалистам – неврологу, отоларингологу, психиатру.

Коррекционной работе с логопедом предшествует диагностическая встреча, во время которой специалист оценивает характер нарушений речи, письма, определяет уровень психомоторного и социального развития.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальном порядке, в специально оборудованном помещении. Их продолжительность зависит от возраста и усидчивости малыша. Как правило, она составляет от 30 до 60 минут. Чтобы продуктивность работы оставалась высокой, логопед чередует различные упражнения, позволяющие сохранить внимание и не перегружать ребенка. Для формирования и закрепления навыков занятия должны проходить регулярно. Как долго продлится курс терапии, специалист предполагает во время диагностической встречи и определяет при оценке динамики в ходе работы.
Показания к прохождению индивидуальных занятий с логопедом
Поводом для посещения логопеда нередко становится неправильное произношение ряда звуков, заикание. Но специалисты рекомендуют проходить ежегодный профилактический осмотр даже при отсутствии видимых проблем с речью. Таких детей можно записывать на консультацию с 3 лет. Своевременное выявление нарушений позволит оказать помощь ребенку до начала занятий в школе.

Первичное обращение на консультацию, разработка индивидуальной программы может произойти и в более раннем возрасте. Так у детей до 3 лет показания для визита к логопеду, коррекции речи таковы:

• молчание, отсутствие «гуления» в возрасте до 1 года;

• отсутствие отдельных слов у малыша 1,5-2 лет;

• ребенок до 3 лет не произносит слов, предложений.

В раннем возрасте родители могут замечать, что малыш понимает обращенную речь и пытается «отвечать» невербальными способами. Распространенное убеждение «вырастет и заговорит» приводит к тому, что близкие люди упускают время в надежде, что речь наладится самостоятельно. Странные, необычные реакции ребенка на обращение родителей, отсутствие невербальных способов коммуникации, «ощущение, что он не понимает речь» – основания для проведения консультации.

Дошкольники от 3 лет направляются к логопеду при наличии следующих показаний:

• отсутствие развития речи с течением времени: словарный запас остается прежними;

• малыш перестает говорить или произносит отдельные звуки;

• у ребенка 4 лет нет фразовой речи, он не может поддержать беседу;

• появляется заикание вне зависимости от причины;

• нарушение речи после травмы или другого поражения головного мозга;

• малыш 5 лет произносит звуки неправильно, переставляет части слов, отмечается гнусавость;

• ребенок в 5-6 лет не может говорить развернутыми предложениями, рассказывать, на вопросы отвечает коротко или односложно;

• дошкольник не запоминает буквы, цифры;

• ребенок 5-6 лет произносит неправильно до 3 звуков;

Коррекционные занятия логопеда рекомендованы детям, у которых диагностированы: задержка речевого развития, нарушения слуха, зрения, при выявлении наследственного фактора в возникновении заикания. Оценивая поведения ребенка, следует обратить внимание не только на пассивный и активный словарный запас, но и на то, как он выполняет инструкции, начинает ли имитировать действия взрослых, как общается с близкими людьми, ровесниками.

Индивидуальные занятия с логопедом направлены на:

• постановку правильного произношения звуков;

• развитие навыков речи для коммуникации;

• постановку правильного дыхания во время произношения;

• развитие фонематического слуха (восприятие и различение звуков в речи, в том числе близких по звучанию);

• расширение словарного запаса;

• формирование грамматического строя речи (построение предложений);

• предотвращение нарушений речи и письма;

• коррекция возникших нарушений речи, письма.

Для закрепления навыков, полученных на занятиях, специалист может порекомендовать повторение упражнений в домашних условиях.

Занятия с логопедом помогают скорректировать нарушения письма, речи. Они рекомендованы детям при выявлении нарушений психомоторного развития, расстройствах аутистического спектра. Даже при отсутствии видимых проблем с произношением следует посещать логопеда с профилактической целью 1 раз в год, начиная с трехлетнего возраста. Это позволяет своевременно обратить внимание на те или иные нарушения.

Дата создания: 29-08-2024
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: